
31 января 2015 года на сцене «Современника» состоялся 100-ый спектакль «Враги. История любви» по роману всемирно известного писателя Исаака Башевиса Зингера.
Незабываемый, страстный, высочайшего психологического накала спектакль, который заставляет возвращаться нервом в пережитую героем историю и еще раз прожить ее теперь уже своим сердцем.
Поиск утерянного после войны смысла жизни, накрывающие волной воспоминания и надежда спастись от всего этого в любви приводят героя к отношениям сразу с тремя женщинами. Он мечется между ними: женщиной, которой он обязан жизнью, любящей его с собачьей преданностью и покорностью; женщиной - любовницей, импульсивной, чувственной, яркой и праздничной; и женщиной — женой, жертвенной, надежной, по-матерински нежной и понимающей. Кем станут герои друг другу? Врагами или любовь объединит их?
Исаак Башевис-Зингер – всемирно известный американский писатель, эмигрировавший в США из Польши в середине 30-х годов ХХ века. Языком его прозы был идиш. С участием автора были сделаны авторизованные переводы на английский, с которых уже собственно, это было условие автора, осуществлялись переводы на всех основные языки, включая русский.
Евгений Арье – создатель и бессменный художественный руководитель знаменитого израильского театра «Гешер», на сцене которого поставил более сорока спектаклей, в том числе по произведениям Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М. Булгакова, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. Башевиса-Зингера, И. Бабеля, Х. Левина и других авторов. Арье родился в Москве, где по окончании школы окончил факультет психологии МГУ, а затем поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино на режиссерский факультет, в Мастерскую Г.А. Товстоногова. Перед эмиграцией из СССР работал очередным режиссером в Москве, в Театре им. В.Маяковского. Уехал из страны уже сложившимся режиссером. Спектакли Евгения Арье, поставленные в середине и конце 80-х годов, особенно «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда (Филиал Театра Маяковского) «Костюмер» Р. Харвуда (Театр им. М.Ермоловой) и «Счастье мое» А. Червинского (Малый драматический театра, Ленинград), по праву можно было назвать работами большого художника, мастера.
Художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек в течение нескольких лет вела переговоры с Евгением Арье о постановке в Москве. Именно Волчек, зная об увлеченности Арье творчеством Башевиса-Зингера – в «Гешере» он поставил «Шошу» и «Раба», «спровоцировала» интерес своего израильского коллеги к постановке романа «Враги: история любви». Попытку (и удачную) приблизиться к театральному прочтению этой истории Евгений Арье сделал больше года назад на сцене театра «Гешер». Понимая, насколько разное восприятие сценического текста в Израиле и России, Евгений Арье и его соавтор писатель Рои Хэн полностью переработали инсценировку романа для московской премьеры. С российскими артистами, по признанию Арье, он создает «совершенно другой спектакль».
В спектакле, который делает Арье в «Современнике», самой важной становится тема неприкаянных человеческих душ, скитальцев, лишенных пристанища. Тема человека, чудом, вопреки всей логике обстоятельств, оставшегося в живых, но лишенного каких-то самых важных основ. Тема человека, который не понимает, как распорядиться своей жизнью после всех тех ударов судьбы, которые пришлись на его долю. И какого его, выжившего, чувство вины перед теми, кто был замучен в лагерях и сожжен в газовых камерах? Правомочно ли оно? Есть ли в том, что произошло, его личная ответственность?
Эти и другие мировоззренческие вопросы герой Германа Бродера – писатель и журналист, чудом спасшийся от нацистов, - задает самому себе. В те крохотные мгновения одиночества, в те минуты, когда он может остаться наедине с самим собой. И все эти душевные метания героя сопрягаются с невозможностью сделать выбор сначала между двумя, а потом и тремя женщинами.
Соавтором Евгения Арье в создании этого спектакля стал известный театральный художник Семен Пастух. С 1976 года сотрудничал как художник-сценограф с различными театрами страны, в числе которых Большой театр, Мариинский театр, Ленинградский Малый драматический театр и многие другие. С 1992 года живет и работает в США, не прекращая творческого сотрудничества с российскими театральными коллективами.
Замысел Семена Пастуха – огромная конструкция из металлической сетки, занимающая весь планшет сцены – потребовал от «Современника» значительных материальных затрат, с которыми театру удалось справиться только благодаря спонсорской помощи.
Спектакль в 2-х действиях (3ч) 16+
Автор: И. Башевис Зингер
Режиссер: Евгений Арье
Герман Бродер: Сергей Юшкевич
Маша: Чулпан Хаматова
Ядвига: Алена Бабенко
Тамара: Евгения Симонова
Рав Ламберт: Александр Рапопорт
Также в спектакле заняты артисты: Таисия Михолап, Сергей Гирин, Андрей Аверьянов, Григорий Острин, Виктор Тульчинский, Евгений Павлов, Рашид Незаметдинов.
Дополнительную информацию вы можете получить на сайте театра Современник или по телефонам:
Кассы театра: +7 (495) 621-64-73
Заказ билетов: +7 (495) 628-77-49